8-9 февраля в Санкт-Петербурге прошла конференция «Забота в шаговой доступности: добрососедские инициативы и реализация ESG-повестки компаний». Представители бизнеса, некоммерческого сектора и урбанисты вместе обсудили актуальные вопросы развития программ для местного сообщества, особенности повседневной благотворительности и взаимодействия компаний с НКО. Мероприятие прошло по инициативе торговой сети «Пятёрочка» при поддержке благотворительного фонда «Добрый город Петербург» и в партнерстве с благотворительным фондом «Хорошие истории».
На первой сессии представители крупных компаний обсудили, как проявляется эффект от социальных инвестиций бизнеса в развитии территорий его присутствия. Гости познакомились с реальными кейсами программ для местного сообщества и узнали, как эффективно выстраивать работу с инициативами граждан.
Руководитель направления «Забота о сообществе» торговой сети «Пятёрочка» Алина Юхневич привела примеры оснащения магазинов: корзина для бесплатных фруктов пенсионерам и детям, шкаф для обмена книгами, а также информационная доска, где местные жители могут публиковать свои объявления.
По словам руководителя управления по корпоративному бренду Х5 Group Галины Секиринской, основная цель ее компании как ритейлера, работающего с продуктами, – борьба с голодом. «Главный канал благотворительности для магазинов – продуктовая помощь. В рамках нее мы, в частности, делаем наши магазины доступными для нуждающихся и пожилых людей, регулярно участвуем в программах поддержки людей с ОВЗ. Также мы задействованы в фудшеринге: передаем в “банк еды” продукты с истекающим сроком годности, которые, в свою очередь, распределяются среди нуждающихся», – рассказала Секиринская.
У корпорации «Росатом» 28 городов присутствия, и важная задача самой компании – развивать эти территории, на которой годами живут сотрудники. По словам руководителя проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной социальной ответственности «Росатом» Анны Жигульской, для ее команды самое важное – социальная среда. «Мы собираем в наших атомных городах людей, «которым не все равно и кто сам хочет». То есть, местный актив, под которым я имею в виду и волонтеров, и общественных деятелей, и представителей госучреждений. Вместе с этим активом мы обсуждаем, что хорошего можно сделать с городом, чтобы всем было комфортно жить. Хочу проиллюстрировать на конкретном примере города Усолье-Сибирском (расположен в Иркутской области). Мы начали с того, что напрямую спросили у местных жителей, какие социальные направления для них важны. Они составили список, мы показали его администрации города, и там кое-что сократили. Так сформировался костяк социальных направлений, по которому мы провели конкурс проектов. Все заявки обсуждали вместе с администрацией города и лидерами местного сообщества. Вскоре мы увидели эффект: что на вполне небольшую сумму можно построить целый спортивный стадион. Люди сами участвовали в строительных работах, привозили материалы, облагораживали территорию. То есть, вовлекались в процесс с большим интересом – надо было просто дать импульс! В итоге сейчас, когда мы планируем новый конкурс, людей с идеями приходят раза в 3-4 больше. Мы поняли, что будущее – за партнерством. Теперь мечтаем создать на территориях своего присутствия центры экологической ответственности. Нам важно развивать именно эту сферу, учитывая специфику предприятия», – подчеркнула Жигульская.
Консультант по производству сети «Вкусно – и точка» Виктория Клименко рассказала об инклюзивном проекте, которым ее компания начала активно заниматься в 2020 году. Речь о программе трудоустройства людей с ограниченными возможностями. «Они у нас работают и на кухне, и в офисе. Мы создаем для них комфортную и безопасную среду в компании. Параллельно проводим информационную работу с другими сотрудниками: объясняем им, что люди с инвалидностью – важная часть коллектива, которой надо помогать социализироваться. Это ведь очень тонкий момент – как примут коллеги, как будут взаимодействовать. В итоге люди, несмотря на ограничения по здоровью (слуха, зрения и т.п.), чувствуют себя ячейкой большого коллектива и с удовольствием участвуют в корпоративной жизни. Многие очень активны и эмоциональны, хорошо осваивают рабочие технологии, а коллеги всегда готовы помочь», – говорит Виктория.
Руководитель по корпоративной социальной ответственности «Билайн» Евгения Чистова привела пример участия ее компании в спасении ребенка: «Несколько лет назад наш партнер – поисковой отряд «Лиза Алерт» – искал маленького жителя села, который потерялся. Волонтеры работали на местности, распространяли объявления с призывом о помощи. Мы стали думать, как помочь, и поняли, что надо срочно организовать информационную блокаду, чтобы человек никуда не выехал из этой местности. Мы разослали смс всем своим абонентам, живущим в селе, с приметами мальчика и просьбой дать знать, если кто-то где-то увидит ребенка. Вскоре уже весь город подключился к процессу поисков, и мальчика нашли. Так что, добрососедство может помогать в том числе в критической ситуации, связанной с опасностью для жизни».
Директор центра КСО Высшей школы менеджмента СПбГУ Юрий Благов привел интересные выдержки из результатов исследований актуальности ESG-повестки в практике бизнес-компаний. Во-первых, поддержка местного сообщества сохраняется в традиционных объемах и направлениях: «ковидный» скачок 2020-2021 в целом завершился, а новые кризисы (в том числе на фоне политики) не особо влияют на ситуацию. Во-вторых, по итогам 2022 года 77% лидеров корпоративной благотворительности считают, что основная цель благотворительности – повышение устойчивости бизнеса и развитие регионов присутствия. В 2021 году такой позиции придерживались только 57% респондентов. «Сотрудники – это актив компании, и именно через развитие актива бизнес должен повышать свой уровень. Важно углубляться в социальную повестку и укреплять партнерство с некоммерческим сектором», – заключил эксперт.
После выступления всех участников дискуссии директор по фандрайзингу «Добрый город Петербург» Дарья Буянова поделилась основными выводами. Во-первых, добрососедство остается в тренде, и компании вполне могут выходить на местное сообщество через своих сотрудников. «Бизнес готов поддерживать сложные и долгосрочные задачи. Конкурсы грантов (в том числе малые, по 30-50 тыс. рублей) по-прежнему работают. В грантовую культуру надо вовлекать не только НКО, но и физических лиц. Важно работать с местным сообществом через актив городов – разные локальные сообщества, поэтому актуальны технологии поиска и развития лидеров», – говорит Дарья.
Как считает директор фонда «Добрый город Петербург» Оксана Петрова, барьеры в сотрудничестве некоммерческих организаций и бизнеса по развитию благотворительности сегодня успешно преодолеваются. «Раньше многие думали, что НКО должно говорить на бизнес-языке, а бизнес, в свою очередь, должен понимать специфику социальных тем. В итоге не всегда получалось совместить благотворительную миссию с задачами компаний. А сейчас – благодаря таким встречам – мы находим общий язык. Надо было не искать его, а просто начать делать и распознать общие цели, выгоду. Ведь по факту, мы говорим об одном и том же. Главное – компетенция и понимание друг друга», – заключила Оксана.
Затем на конференции началась параллельная работа нескольких тематических площадок. Гости обсуждали, например, возможности интеграции компаний малого и среднего бизнеса в ESG-повестку в проектах сотрудничества с крупными компаниями. Научно-исследовательский финансовый институт и «Институт Развития Предпринимательства и Экономики» презентовали свое совместное исследование о том, как крупный бизнес вовлекает малое и среднее предпринимательство в ESG-повестку на территориях присутствия.
В соседнем зале урбанисты обсуждали, как усилить центры местного сообщества через понимание общественного блага. «Центры местного сообщества» — масштабный проект торговой сети «Пятёрочка», помогающий реализовывать социальные инициативы жителей близлежащих домов через благотворительные акции, творческие конкурсы и мастер-классы. Проект реализуется в 355 магазинах более 50 населенных пунктов России.
Эксперты пришли к следующим выводам. Во-первых, все больше становится востребован комьюнити-менеджер, способный реализовать программы по вовлечению местного сообщества. Есть разные модели сотрудничества с таким специалистом. Например, организация нанимает его в штат, и человек находит точки взаимодействия с местным сообществом. Либо комьюнити-менеджером становится кто-то из сотрудников компании. Также можно пригласить на эту позицию местного жителя, который активно развивает сообщество.
Далее, программы по развитию местного сообщества должны быть долгосрочными – с планированием на 2-4 года. Причина в том, что местное сообщество неоднородно, иногда не сформировано, внутри бывают конфликты. Кейсы, которые мы сегодня разобрали, показывают, что эффекты начинают проявляться только спустя долгий период нашей активной работы на территории. Сообщество постепенно становится более сплоченным, активным и самостоятельным.
Еще один важный вывод: работа с местным сообществом всегда подразумевает неудобные вопросы. Ведь люди часто сплачиваются вокруг какой-то сложной темы (скандала, вызова, трудности). Например, в сфере ЖКХ. В этом случае компания должна разобраться, готова ли она обсуждать с местным сообществом конкретную сложную тему, помогать разрешать конфликтные ситуации. Хорошо, если коммьюнити-менеджер имеет опыт медиации конфликтов. А если компания не готова (например, не хочет вовлекаться в обсуждения недовольства местными органами власти), то ей надо предоставить местному сообществу альтернативу: кто может помочь решить проблему? Здесь очень важны партнерства на территории присутствия. Иначе мы как будто закрываем глаза на очень важную роль появления местного сообщества как субъекта. А ему важно показывать, на каких площадках представители могут собираться, кто способен их поддержать. Тогда-то и проявляются отличные социальные эффекты — самое активное, живое, настоящее местное сообщество, а не просто декорация.
Представители крупных фирм и некоммерческого сектора обсудили возможности и проблемы своего сотрудничества по реализации проектов заботы о сообществе. Представители бизнес-сообщества объяснили, почему они больше склонны осуществлять благотворительные проекты в крупных городах, а не регионах, и сотрудничать с большими известными НКО. Во-первых, по мнению спикеров, в регионах мало качественных НКО, имеющих экспертизу и реализованные масштабные проекты. Они настроены на разовые акции вместо долгосрочного сотрудничества, в котором как раз заинтересован сетевой бизнес. Другая проблема кроется в коммуникации и отчетности. По опыту представителей крупных компаний, у многих региональных фондов нет своих сайтов и групп в соцсетях, либо они редко обновляются. Также со стороны НКО не всегда есть понимание важности публичных отчетов о мероприятиях, которые финансирует бизнес. А ведь для компании-партнера это социальный эффект от участия в благотворительности.
Представители некоммерческого сектора, в свою очередь, отметили ключевую для себя проблему: непрозрачные «точки входа» в крупный бизнес, сложность установления прямых контактов с потенциальными спонсорами своих проектов. По мнению гендиректора АНО Международного центра социальных инноваций «Вектор Дружбы» Ольги Зубковой, необходимы ресурсные центры, которые бы помогали представителям НКО и бизнеса находить друг друга. Многие участники дискуссии отметили, что «Добрый город Петербург» как раз играет роль объединяющего фактора. Однако ресурсных центров должно быть больше – особенно в регионах.
По итогам беседы представители обеих сфер выработали главные шаги к успешному взаимодействию бизнеса и некоммерческого сектора: акцент на пилотные (пробные) акции, способные доказать социальный эффект от проекта; больше площадок общения и совместных мероприятий; конкурсы социальных проектов, чтобы повышать уровень профессионализма. Главный вывод всех участников секции: партнерство бизнеса и региональных НКО нужны обеим сторонам. Только при условии, что все понимают, зачем они это делают, какие это даст позитивные изменения, в чем выгода друг для друга.
Далее торговая сеть «Пятёрочка» презентовала лучшие кейсы в рамках проекта «Центры местных сообществ». Среди них были акции по работе с детьми, эко инициативы, акции в поддержку представителей старшего поколения и семей в трудной жизненной ситуации, просветительские акции, в том числе нацеленные на популяризацию здорового образа жизни и профилактику заболеваний, краеведческие инициативы, арт-события и др.
Завершилась конференция торжественным награждением лауреатов премии «Хедлайнеры ESG-принципов». Конкурс был организован в 2022 году Агентством по управлению репутацией в сфере устойчивого развития ESG Media в партнерстве с фондом «Добрый город Петербург».