Как «Пятёрочка» становится не просто местом для покупок, а площадкой для добрых дел 

В августе 2021 года в магазинах торговой сети «Пятёрочка» стартовал пилотный проект «Центры местного сообщества». Его главная задача — создание тесного комьюнити из местных жителей на базе площадок магазинов. За год проект вырос с 50 магазинов-участников до 355 и распространился на 9 регионов России. 8-9 февраля в Санкт-Петербурге прошла конференция «Забота в шаговой доступности: добрососедские инициативы и реализация ESG-повестки компаний», на которой были  подведены промежуточные итоги проекта. Если коротко — эксперимент удался.


Почему именно «Пятёрочка»?

Этот вопрос задают многие, кто впервые слышит про проект или вживую сталкивается с какими-нибудь яркими акциями, проходящими в магазине. На самом деле, ответ очевиден.

В современном мире люди могут годами жить в одном доме, но так и не познакомиться с соседями (и даже не здороваться при встрече в подъезде). Между тем, в объединении жильцов есть большой потенциал, способный решить целый пласт социальных задач. «Пятёрочка» уже является естественным социальным центром района, точкой пересечения повседневных маршрутов местных жителей — а, значит, может стать новой платформой для вовлечения горожан в добрососедство, взаимопомощь и развитие своих районов.

Развитие добрососедства в ритейле — новая и уникальная практика для России и мира. По словам Юрия Дедерера, руководителя направления Новый концепт магазина «Пятёрочка» и идейного вдохновителя проекта, “главная проблема, которая есть в русском ритейле — это то, что у людей нет к нему доверия”. Заслужить это доверие, по мнению аналитиков компании, поможет, в том числе, забота о местном сообществе. И эта забота — не про сервис, она должна выходить за рамки коммерческой деятельности. Встраивая в ежедневный  сценарий похода за молоком и хлебом простые инструменты для общения и взаимообмена, «Пятёрочка» достигает социальных улучшений.

Как устроен Центр местного сообщества?

Магазины «Пятёрочка» — точки для объединения местных сообществ через преобразование пространства магазина. Теперь это не только место для покупок, но и площадка для добрых дел, знакомства с местными талантами и встречи соседей. В каждом магазине-участнике проекта появился шкаф для обмена книгами и другими вещами, доска для информационных объявлений, кармашки для потерянных вещей, проходят выставки местных художников и фотографов, появляются просветительские плакаты. За последние полгода было организовано более 2 500 уникальных событий, в которых напрямую или опосредованно приняло участие более 1 500 000 человек. Среди событий —  инклюзивные проекты, экологические акции, творческие мастер-классы и акции в поддержку животных, проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни и заботы о старшем поколении, краеведческие экскурсии и ярмарки-шеринги.

Снежана Малясова, руководитель проекта со стороны оператора БФ «Добрый город Петербург», считает: “Ключевая особенность проекта в том, что каждый может найти то, что ему нужно. Например, одним из партнеров стал фестиваль “Добрый Питер”. Его участники это небольшие НКО, которым сложно находить новую аудиторию. В «Пятёрочках» они смогли рассказать о себе именно местным жителям, тем, кто живет в соседних домах с их подопечными. А для многих горожан это стало отличной возможностью узнать, как они могут помочь тому, кто рядом — а заодно поучаствовать в мастер-классе или получить открытку с пожеланием”

Социальные и бизнес эффекты

По результатам опросов, у сотрудников магазинов, входящих в проект, на 21% выросло ощущение себя счастливым на рабочем месте. Директора отмечают, что проект дает возможность сотрудникам раскрыться и проявить свою доброту. “Благодаря Центрам местного сообщества магазин становится более комфортным и близким для покупателей. Они приходят к нам как к настоящим друзьям”, — рассказывает Елена Павлова, директор магазина в Санкт-Петербурге. 

Немаловажно и то, что проект не только позволяет горожанам легко оказывать помощь уязвимым группам, например, многодетным семьям или семьям с детьми-инвалидами, но и вовлекает эти группы в активную социальную жизнь города. По словам одной из подопечных БФП «Исток жизни», организовав мастер-класс в «Пятёрочке», она впервые за долгое время “вырвалась из четырех стен и получила массу позитивных эмоций, общаясь с новыми людьми”

А еще проект стирает границы между разными слоями общества. Ведь в «Пятёрочку» ходят все — и каждый может принять участие в событии местного сообщества или даже стать его организатором. Узнать, как присоединиться к проекту можно в официальном паблике ВКонтакте: vk.com/socialhubs5 

Что дальше?

В ближайших планах — расширение географии до 1000 ЦМС, оптимизация процессов управления и разработка удобной CRM-платформы. Уже сейчас команда оцифровала свой опыт для быстрого масштабирования проекта: создано большое количество чек-листов, а также каталог лучших событий, каждое из которых можно адаптировать и реализовать в конкретном магазине. 

“Уникальность нашей истории в том, что она объединяет людей и организации. Стираются границы, которые раньше были барьерами и создавали искусственное недоверие между бизнесом и обществом. Только вместе мы сможем достичь положительных социальных изменений — а «Пятёрочка», как устойчивая система, поможет распространить эти изменения максимально широко. «Вместе» здесь — ключевое слово”, — заключает руководитель проекта «Центры местного сообщества» Анна Гусейнова.